ЖИВОПИСЬ
ФОТОВЫСТАВКИ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
КАЛЕНДАРЬ ВЫСТАВОК
ГОСТЕВАЯ КНИГА



'VABI' - эксклюзивный дизайн сайтов
info@vabi.spb.ru






МЕНЮ О НАС КАЛЕНДАРЬ ВЫСАВОК СТАТЬИ и ОБЗОРЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ФОТОГРАФИЯ СКУЛЬПТУРА ЖИВОПИСЬ
ТАТЬИ и ОБЗОРЫ


"Проект "Космос""


   Проект Эрвина Поссарнига "Космос" включает оборудование компьютерного класса в клубе "Салют" при Доме Милосердия на Васильевском острове. В дар клубу, работающему с подростками из малообеспеченных и неблагополучных семей, было передано 5 компьютеров, оборудован интерьер (автор интерьера - Виктор Снесарь), в котором соединяются немецкий лаконизм и элементы традиционной русской резьбы по дереву.
   Свое искусство Эрвин Поссарник определяет, как "социальная скульптура". Можно говорить о новом витке в развитии искусства действия, а именно - действие, оставляющее результаты.В русском искусстве - классическом, соцреалистическом и постперестроечном - термин "социальность" обычно понимался как форма декларирования политической позиции, манифест той или иной общественной идеи путем создания имиджа идеи или имиджа антитезы - в диапазоне от иронии до сарказма, от трагизма до черного юмора. За последние два десятилетия был проделан долгий путь от соц-арта к социальному акционизму, потеснив принципы эстетики, но не выходя за рамки демонстрации.
   Акция Эрвина Посарнига в этом контексте достаточно необычна, она показывает пример ясности формулировки, аккуратности исполнения и безусловной позитивной направленности. Это простой, правильный и решительный шаг, который на бытовом уровне может быть рассмотрен, как обычная благотворительность, - и потому является акцией, свободной от проблемы ложной трактовки или неприятия, знакомой любому художнику. С другой стороны, очевиден художественный, внесоциальный смысл, который позволяет отнести проект к лучшим образцам западноевропейского акционизма.
   Вспомним Маленького принца, занятого выкорчевыванием ростков баобабов, и изумление Маленького принца, когда случайный космический Гольфстрим заносит на его планету семечко неведомого прекрасного цветка. Или представим себе африканскую деревню, жители которой знают, как вырезать деревянного идола или сделать ожерелье из зубов леопарда. И некоего европейского живописца, привозящего туда огромный ящик с красками, кучу холстов, и строящего хорошенький домик на окраине деревни. Он улетает в Австралию с новым запасом грузов, оставив своего помощника, который покажет аборигенам, как добывать краску из тюбиков и каким концом кисти следует ее зачерпывать.
   На территории Петербурга можно найти и неведомые планеты, и африканские деревни. Одни называют это социальным расслоением, другие - местной экзотикой, третьи - козырем в политической борьбе, четвертые - электоратом, но чаще всего закрывают глаза. Акционизм Эрвина Поссарнига удачен, так как найден нужный адрес, место встречи художественного произведения, людей, которым кажется, что они сделали счастливую находку и художника, наблюдающего в подзорную трубу, что происходит с находкой, якобы случайно оказавшейся на улице. В качестве подзорной трубы выступают коммуникационные сети, адресом - новая станция "Салют" символического виртуального метрополитена. Так снимается еще одна проблема современного искусства: скука, кажущееся всеведение и отсутствие аудитории.
   Можно говорить о том, что в России сложилось довольно странное, но вполне тотальное культивирование компьютера, обладание которым символизирует либо определенный имущественный и социальный статус, либо причастность к таинствам виртуального мира, рабочий инструмент, вид времяпрепровождения и т.д. Наверное, и сам Эрвин Посарниг не до конца осознал, сколь ценный подарок он сделал детскому клубу, где не всегда хватает обычной бумаги и карандашей, - ценный и с образовательной точки зрения, и с точки зрения повышения социальной самооценки воспитанников приюта, избавления их от тяжкого груза комплекса бедности.
   По мнению социологов, именно неумение определиться в постперестроечной ситуации порождает тяжелые проблемы в семьях этих детей. Главная цель клуба - психологическая реабилитация, создание новой системы ценностей путем знакомства с мировой культурой, и, насколько возможно, выработка правильного отношения к "социальным страшилкам".
   План и содержание работы в компьютерном классе сейчас находится на стадии подготовки. Этим занимаются русский куратор проекта Виктор Снесарь, инструктор компьютерного класса, web-дизайнер Сергей Югов, педагоги и воспитатели клуба. Пока идет освоение азов. От компьютерных игр решено отказаться, заняться рисованием и подобрать обучающие общеобразовательные программы.О проекте "Космос" можно сказать также, что это не единичная акция, а длительный саморазвивающийся процесс, в котором заложена перспектива ряда художественных и социальных действий. Дальнейшие шаги будут осуществляться русскими участниками проекта, соединяющими педагогический опыт и категории современного художественного менталитета.
   В центре внимания - необычность, неординарность самых маленьких участников проекта, где за неприглядным общим определением "трудный подросток" может скрываться что угодно - ранний опыт или инфантилизм, дикость или недетская мудрость, - первозданное петербургское аборигенство, преждевременное познание жизненных тягот, нищеты и человеческих пороков. Сейчас они нуждаются в лидерстве, и очень важно, куда поплывет корабль, поднявший их на борт из пучин маргинальности. Им предстоит работа с психологами, "игротерапия", занятия рисованием и пластикой. Для воспитателей цвет, сюжет, фактура детской работы важны как динамика душевного состояния, расшифровка жизненных обстоятельств.
   Возможно и другое. Детское творчество - "art brut", "сырое искусство" - давно признано полноправным художественным проявлением. Архитепически повторяющиеся сюжеты, большой формат, конкретность вместо условности, экспрессия цвета - это творчество иногда понятнее взрослым, чем самим детям. На новых компьютерах уже сделано несколько рисунков. Существует идея создать анимационный фильм с использованием этих рисунков, детских рассказов и стихов. Эти короткие рассказы - простые, непричесанные, "абсурдистские". Вряд ли дети читали Даниила Хармса, скорее Хармс слышал детские рассказы.
   Может быть, компьютерный класс станет для детей новой интересной игрой. А может получиться так, что дети найдут в своих новых играх элемент значимости, и в этот момент они перестанут чувствовать себя пациентами и осознают ценность своего существования.
   Может быть, из того же материала, что и они, сделаны многие художники.

Наталия Барова
14. 10. 2002.

InterReklama