Выставочный зал Московского района КАЛЕНДАРЬ ВЫСТАВОК Выставочный зал Московского района ЖИВОПИСЬ Выставочный зал Московского района ФОТОГРАФИЯ Выставочный зал Московского района Встречи и специальные программы Выставочный зал Московского района ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИССКУСТВО Выставочный зал Московского района КНИГА ОТЗЫВОВ Выставочный зал Московского района О НАС Выставочный зал Московского района
'VABI' - эксклюзивный дизайн сайтов
info@vabi.spb.ru




BannerPoint





Выставочный зал Московского района
Выставочный зал Московского района

«Ликует мир и белый, и зелёный...»

Выставочный зал Московского района

Тойво Ряннель
  В июле 2006 г. Выставочном зале ЦБС Московского района роходила персональная выставка живописи народного художника России, действительного члена Петровской академии науки и искусства, члена Союза писателей России, Тойво Ряннеля, приуроченную к его 85- летию.
   Это уже вторая персональная выставка мастито-го русско-финского художника (когда-то он писал портрет И. Сталина!), органи-зованная в стенах нашего зала (2004 г. «Акварель»). И это далеко не первый приезд Тойве в Петербург после репатриации на историческую родину в Финляндию (1993 г.).
Тойво Ряннель
   Т. Ряннеля знают и любят не только питерские земляки-ингерманландцы, но многие почитали его яркого живописного таланта. Всегда, но особенно «Белой ночью в Петер-бурге», ждут и с радостью встречают Тойве-поэта, автора шести поэтических сборников и целого ряда произведений в прозе («Мой чёрный ангел», «Незваный гость» и др.)
   Уже первые дни работы выставки показали значительный зрительский интерес го-рожан к «ликующей живописи» Т. Ряннеля: осмотры, репортажи, поэтические чтения, беседы-воспоминания автора, проводимые в зале, несомненно сделают её заметным городским художественным событием на фоне хотя и многоликой, но по-летнему ле-нивой культурной жизни северной столицы.
   Нынешняя выставка, проходит в год 85-летия художника, отдавшего творчеству более 60 лет. Она составляет часть юбилейной российско-финской программы, кото-рая, как планируется, завершиться осенью в дни юбилейных торжеств, серией экспо-зиций на красноярской земле. Сибирь, воспетая «на все лады» в картинах и в поэзии Тойве, давшая в своё время (1937 г.) приют его семье, высланной насильственно в су-ровый край «горных кедров» и «медвежьих троп» с родных ладожских берегов, стала реальной и «виртуальной» родиной живописца, альма — матер его творчества.
Тойво Ряннель
   Встретив в Красноярске в начале пути своего «вхождения в искусство» Д. И. Ка-ратанова, ученика В. Сурикова, Тойве Васильевич именно от него, крупного худо-жественного авторитета, словно бы по эстафете мастерства, принял напутствие на за-нятие живописью. Успешное участие в выставке 1948 г., посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Сурикова, позволило Т. Ряннелю получить широкое признание как общественности, так и коллег-художников: уже тогда «...великим Сурикова другом себя со страха» он назвал. Не завершив, однако, полного художественного образова-ния, Т. Ряннель, благодаря рано созревшему таланту, очевидному мастерству и мно-гим государственным заказам, стал членом Союза художников, ему открылись собла-знительные возможности мощной корпоративной системы со всеми её плюсами, но и многими минусами, часто приводившими к обезличиванию творческой индивиду-альности художника.
   С Тойво этого, к счастью, не произошло — он сумел избежать многих «соблазнов сытой жизни» и сберечь от суеты и «тусклых буден Творца святое ремесло». На всю оставшуюся жизнь его творческой лабораторией стала природа, а излюбленным жан-ром - пейзаж. Согласуясь с натурой, снова и снова выверяет художник свои многочис-ленные пленэрные этюды. Воспитанный на эпосе Калевалы, мощный темперамент Т. Ряннеля живописно легко и сочно умеет выявлять былинные и философские основы природных форм и строений. Именно способность к метафорическому мышлению отличает истинного мастера от простого «ремесленника от искусства».
Тойво Ряннель
   Доверившись своей стойкой и цепкой памяти и заново проработав многочис-ленные альбомные эскизы и этюды, сделанные за долгие годы жизни в земле обето-ванной, т. е. красноярской, Т. Ряннель, русскоязычное «финское чудо» (как теперь нередко называют этого оригинального художника) привёз «на показ» петербурж-цам живописные работы (32 полотна), созданные за последние пять-шесть лет. Дополненная акварелями, выставка затем отправится на экспозицию в Томск и далее в Красноярск и другие сибирские города.
   Значительное место на данном показе составляют разновременные ландшафт-ные виды, этюды и пейзажами финского севера - Лапландии, Хельсинки и его окрстностей. Художник, как и прежде, по-ряйннельски, поэтически свежо и живо-писно, колористически мощно, динамично и по-дружески радушно раскрывает перед зрителем свои картины-окна в живительный и щедрый мир природной красо-ты. «Порог на реке Силас», «Панаярви, водопад», «Горный ручей», «Северная река» воспринимаются зримым символом вечно движущегося, обновляющегося мира и не-умолимо быстро текущего в нём времени.
   Саянская серия пейзажей: «Саяны, цветут купавы», «Первый снег», «Саяны. Начало зимы», «Воспоминание о городе юности»,- безусловно, это классика жан-ра. Они чувственны и эпичны одновременно.
Тойво Ряннель
   Как всегда, работы Тойво надолго завораживают взгляд красотой «земных, зе-лёных берегов», усыпанных по утрам «перламутром белых рос». Их необъятные об-разные пространства дышат разнотравьем, влекут причудливым рельефом зубчатых горных вершин и «серых скал, украшенных рябиной», выразительностью жеста «боль-ших, побитых ветром» скалистых северных сосен» и стойких горных кедров, яркой фантастикой красно- цветущей тундры.
   Жизнерадостностность буйство красок («Начало июня», «Весна на реке Ванда», «Осень на Бирюсе») буквально воцарились в живописном пространстве полотен Т. Ряннеля. Их жизнеутверждающая эмоциональность, плескаясь в чувствах зрителя, пытается зримо перелиться через край эмоций и, соответственно, - картинных рам.
   Живописуя, Т. Ряннель создаёт своей эстетикой линии и цвета удивительный сплав искусств - живописи, музыки и поэзии, открывая каждому человеку с чуткой душой эмоциональную многомерность пространственных миров, их множест-венную взаимосвязь и гармонию ("Танец на рассвете", "Ночная песня").
Тойво Ряннель
   Ярко и радостно развеваются на ветру пёстрые треугольники разноцветных флажков на флагштоках парусников, прибывших на «Празник Юханеса» в гавань Хельсинки. Нежное северное солнце и чисто лазурные воды Балтики готовы обеспечить им радостное свидание с морем и удачную прогулку'в «Регате».
   Т. Ряннель, не смотря на большие годы, по-прежнему мобилен, полон твор-ческих забот и замыслов. Он, как и в былые времена, старается не упускать из рук «штурвала» своей жизни, полной, как всегда, людских радостей, горестей, ма-леньких побед и больших успехов. Тойве - поэт признаётся, что потерянное классиком «сердце Данко, хранится возле сердца моего».
   Ныне Тойве Васильевич, посланник от «страны суоми», вновь здесь, в Петербурге, - на малой своей родине. И ему есть, чем порадовать друзей и гостей.

Искусствовед Лебедева Л. А.


Выставочный зал Московского района

Библиографическая справка.

Выставочный зал Московского района
«Я сибиряк, рождён в России, Отмеченный в её Судьбе, Но предков край могучей силой Перетянул меня к себе Оставил Ангару и Лену, И богатырский Енисей, Ничуть не чувствуя измены Перед самой Россией всей. Весёлый гражданин Вселенной Без малой родины моей, Большой планеты вечный пленник Приговорён любовью к ней…»
Т. Ряннель
  Ряннель Тойво Васильевич (1921 г. р.) народный художник России, поэт (член Союза ПР), родился в деревне Тозерово на Ладоге в финской крестьянской семье. Предки его пришли в эти места из обла-сти Саво, что на севере Финляндии.
   В 1937 г. семья будущего художника была репрессирована и выслана в Си-бирь на вечное поселение. Далее жизнь, полная горечи, тревог и забот, обустраивалась в Красноярском крае в золотопромышленном Удерейском районе (севернее Ангары).
   В 1939 г. с особого разрешения спецкомендатуры Тойво Ряннель поступил в Ом-ское художественное училище.
   Сибирь явилась для Тойво не только местом ссылки, но и землёй обетованной, где художник создал целый ряд знаковых эпичес-ких полотен («Горные кедры», «Рожде-ние Енисея», «Угрюм-река», «Тропа великанов», «Сердце Саян» и др.), ставших ху-дожественной летописью освоения таёжных земель,- великих строек гидростанций и укрощения могучих сибирских рек. Прибрели известность серии лирических пейза-жей и натурных этюдов, воспевающих красоты сибирской природы. Достоянием об-ластных и районных музеев стали многие портретные образы современников-сибиряков, включая портреты В. Астафьева и И. Сталина.
   Гражданская реабилитация художника произошла лишь в 1993 г., когда состоялась его репатриация на историческую родину предков - в Финляндию. С тех пор Т. Рян-нель живёт и работает в Хельсинки.
   Персональные выставки произведений Т. Ряннеля, начи-ная с 1965 года, проходили во многих городах России— Омске, Барна-уле, Новосибирске, Москве и в городах Северного Кавказа — Краснодаре, Ставрополе, Нальчике и Грозном.
   В последние годы автор показал ряд своих выставок в Словении, Англии, Швеции, Норвегии, Франции, СПб и разных городах Финляндии. В собраниях многих худо-жественных музеев России (до 100 работ только в Красноярской ХГ) и в частных коллекциях Японии, Китая, США, Франции, Германии, ЮАР, Швеции и Финляндии имеются работы русско-финского художника.
   С 1948 г. начались публикации в поэтических сборниках: «Слово земляков», в выпусках альманаха «Енисей», в журналах «Си-бирские огни», «Вокруг света». В 1949 г. издано эссе Т. Ряннеля о художнике Д. И. Каратанове. В 1969 г. вышел его альбом-очерк «Улугхем-Енисей-Ионесси». В издательст-ве «Платина» опубликовано несколько книг прозы: «Мой черный ангел» и «Незваный гость». Издано шесть поэ-тических сборников: «Капля в море», «Сверкнула пламенем Жар-птица», «Горные кедры», «В кругу друзей», «Тропа через век», «По перламутру белых рос».

Выставочный Зал Московского района